Квинтовый круг на гитаре — проще простого

Для того, чтобы объяснить будущему музыканту теорию музыки, в музыкальной школе его, как правило, сажают за рояль. Действительно, на рояле все наглядно, белые клавиши, черные клавиши, тон, полутон…

Однако, есть в мире музыки вещи, которые следовало бы объяснять немного по-другому. Например, если бы я не играл на гитаре, я бы в жизни не запомнил порядок выставления ключевых диезов и бемолей. Все-таки, не очень наглядно это на фортепиано, хоть ты тресни. Все равно придется какую-то считалочку запоминать. А на гитаре никаких отдельных диезов и бемолей нет, все звуки равноправны.

Сейчас попытаюсь сэкономить кучу времени для преподавателей, обучающих гитаристов. Прижимаем первую струну на первом ладу. Это нота «фа». Фа – первый ключевой диез. Над ним, на второй струне, находится нота «до» — это второй ключевой диез. А дальше на третьей струне происходит смещение, из-за которого не очень удобно на гитаре теорию изучать. Но в данном случае нам это на руку. Открытая третья струна – это «соль» — третий ключевой диез. Сейчас опытные гитаристы должны улыбнуться, потому что дальше они уже догадались. Тот, кто учился в музыкальной школе по классу гитары может даже непотребно выругаться из-за бесцельно потраченного времени на изучение этого бестолкового порядка при помощи рояля. Дальше мы просто двигаемся по открытым струнам и получаем новые ключевые диезы: «ре», «ля», «ми». Нужен седьмой диез? Тут нам понадобится несуществующая седьмая струна, как бы настроенная в кварту от шестой. Не пугайтесь, на гитаре есть вторая струна, которая настроена в кварту от первой «ми», так что она с успехом заменит несуществующую.

Думаете, с бемолями так же просто не получится? Отчего же? Они же в обратном порядке идут. Только начинать отсчет нужно с воображаемой седьмой струны «си», которую опять подменит вторая струна, и двигаться вниз по струнам, не забывая сместиться на один лад на первых двух струнах. Си, ми, ля, ре, соль, до, фа. Это все, вы уже знаете порядок ключевых знаков. Привет преподавателям, «кошка села на такси»!

Но это еще не все. Сейчас и с квинтовым кругом разберемся тем же простым способом. Все, что нужно для этого знать – это расположение нот на первых трех ладах гитары. Все помнят, что квинта обращается в кварту? А гитара у нас настроена как раз по квартам, чудесным образом. Стало быть, чтобы найти квинту вверх, достаточно найти кварту вниз и прибавить к ней октаву. На фортепиано это было бы очень сложное построение. А на гитаре кварта вниз расположена прямо над нужной нотой. Берем «до» на пятой струне, третий лад. Прямо над ним на шестой струне находится «соль». Теперь переносимся на открытую третью струну, поскольку она тоже «соль». Над ней «ре», «ля», «ми». Дальше идем к ноте «ми» на втором ладу четвертой струны. Над ней «си». Над «си» — «фа-диез». Тут можно перенестись на «фа-диез» на первой струне, над ним будет «до-диез» или на «фа-диез» на четвертой струне, над ним тоже будет «до-диез», но для этого нужно знать гриф аж до четвертого лада. И так далее, вверх по струнам, а когда они кончаются, поднимаемся на октаву (вниз по струнам) и продолжаем. Нам для изучения всего бесконечного квинтового круга достаточно использовать только три басовые струны в первой позиции. Ну и в обратную сторону, надеюсь, тоже все просто.

Если все было слишком сложно, то вот с картинками более наглядно.

В следующий раз будем искать на гитаре тональности по ключевым знакам. А я пока расскажу, в качестве бонуса, как быстро найти доминанту и субдоминанту. Доминанта – над тоникой, а субдоминанта – под тоникой (по басовым струнам, конечно).

Квинтовый круг на гитаре — проще простого: 3 комментария

    1. А можно подробнее?
      У вас трудности с изучением возникли или вы опытный музыкант и считаете, что все слишком сложно для новичка?
      Извиняюсь, что сразу ваш комментарий не заметил.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *